Статья 8313

Название статьи

РОМАН И. В. ГЁТЕ «ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР» КАК СЮЖЕТНАЯ, ЛИТЕРАТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ
И ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА РАССКАЗА А. Ф. ПИСЕМСКОГО «КОМИК» («МОСКВИТЯНИН», 1851)

Авторы

Тимашова Ольга Владимировна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра истории русской литературы и фольклора, Институт филологии и журналистики, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов, ул. Астраханская, 83), kirlif@info.sgu.ru

Индекс УДК

80

Аннотация

Актуальность и цели. Работа ставит целью начать конкретно-эмпирическое изучение направления и аспектов литературного влияния, которое оказывал И. В. Гёте на произведения русского писателя середины ХIХ в. Алексея Феофилактовича Писемского (1821–1881) на протяжении всей его творческой деятельности (1850–1881). Впервые обнаружена и последовательно проанализирована литературная традиция, связывающая сюжет, образ главного героя и эстетические манифесты рассказа А. Ф. Писемского «Комик» с поэтикой и эстетической программой романа И. В. Гёте «Годы учения Вильгельма Мейстера». В то же время намечается расширение проблематики путем введения журнально-критического контекста: интерес к наследию Гёте в «толстых» журналах 1840–1850-х гг. вообще и в журнале «Москвитянин», где Писемский начал литературную деятельность в частности.
Материалы и методы.
Статья синтезирует сопоставительный, историко-литературный и журнально-критический методы.
Результаты.
Выводы работы могут быть использованы в лекционных курсах по истории русской литературы ХIХ в., спецкурсах по изучению творческого наследия А. Ф. Писемского, при изучении русско-немецких литературных связей.
Выводы.
Доказано, что интерес русского писателя к Гёте – теоретику литературы, толкователю Шекспира, не ограничивался стремлением творчески интерпретировать, «пересадив» на русскую почву, близкие ему сюжеты и образы. Он заключался в усвоении ключевых эстетических категорий. Выявлены особенности индивидуальной поэтики двух писателей, близость их эстетических позиций в период становления эстетических взглядов Писемского (1850-е гг.). Так, например, Писемский воспринял выработанную Гёте концепцию воспитания художника, судьба которого в бóльшей степени определяется условиями воспитания, нежели абстрактной силой гениальности или счастливого случая. Близка русскому писателю убежденность Гёте в вечной ценности и невозможности вольных интерпретаций классического текста. В области поэтики можно говорить о появлении в творчестве Писемского своеобразных «двойников» – контрастных второстепенных персонажей, чьи индивидуальные характеристики, однако, не выходят за рамки типической посредственности – опять-таки под влиянием советов Гёте, изложенных в его романе о художнике. Доказывается, что литературные влияния на Писемского следует рассматривать в контексте идейно-эстетической программы журнала «Москвитянин» времени «молодой редакции» под руководством А. Н. Островского и Ап. Григорьева.

Ключевые слова

А. Ф. Писемский, рассказ «Комик», И. В. Гёте, роман «Годы учения Вильгельма Мейстера», русско-немецкие литературные связи, литературная традиция и полемика, эстетическая программа, «Москвитянин», «молодая редакция»

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Писемский, А. Ф. Полное собрание сочинений / А. Ф. Писемский. – СПб. ; М. : Изд-во Товарищества М. О. Вольфа, 1895. – Второе посмерт. изд. – Т. 4.
2. Писемский, А. Ф. Письма / А. Ф. Писемский ; под ред. и ком. М. К. Клемана и А. П. Могилянского. – М. ; Л. : Изд-во АН СССР,1936. – 928 с.
3. Жирмунский, М. М. Гёте в русской литературе / М. М. Жирмунский. – Л. :Гослитиздат,1937.– 674с.
4. Писемский, А. Ф. Комик / А. Ф. Писемский // Москвитянин. – 1851. – № 21. – Отд. 1. – С. 23–104.
5. Новый поэт [Панаев И. И ]. Заметки Нового поэта о русской журналистике. Ноябрь 1851 // Современник. – 1851. – Т. ХХХ. – Отд. 6. – С. 150–153.
6. Иногородний подписчик [Дружинин А. В.]. Письма Иногороднего подписчика. Январь // Современник. – 1852. – № 1. – Отд. 6. – С. 288–289.
7. Айхенвальд, Ю. Писемский / Ю. Айхенвальд // Силуэты русских писателей. – М. : Республика, 1994. – С. 266–267.
8. Писемский, А. Ф. Собрание сочинений : в 9 т. / А. Ф. Писемский ; под ред. А. П. Могилянского ; подг. текста и примеч. М. П. Еремина. – М. : Правда, 1959. – Т. 2. – С. 140–211.
9. Гёте, И. В. Годы учения Вильгельма Мейстера / И. В. Гёте // Собрание сочине-ний : в 13 т. / под ред. А. В. Луначарского и М. Н. Розанова. – М. : Художествен-ная литература, 1935. – 616 с.
10. Писемский, А. Ф. Избранные произведения / А. Ф. Писемский. – М. ; Л., 1932.
11. Холодов, Е. Г. Драматург на все времена / Е. Г. Холодов. – М. : ВТО, 1975.
12. Лакшин, В. Я. Островский / В. Я. Лакшин. – М. : Искусство, 1982.
13. Журавлева, А. И. А. Н. Островский – комедиограф / А. И. Журавлева. – М. : Изд-во МГУ, 1981.
14. Егоров, Б. Ф. Аполлон Григорьев – критик / Б. Ф. Егоров // Уч. зап. Тарт. ун-та. – 1960. – Вып. 98. – С. 194–247 ; вып. 104. – С. 58–83.
15. Материалы об Ап. Григорьеве из архива Н. Н. Страхова / обзор, публ. и прим. Б. Ф. Егорова // Уч. зап. Тарт. ун-та. – 1963. – Вып. 139. – С. 345–347.
16. Переписка Ап. Григорьева с Н. Н. Страховым / обзор, публ. и прим. Б. Ф. Егорова // Уч. зап. Тарт. ун-та. – 1965. – Вып. 167. – С. 163–173.
17. Письма Ап. Григорьева к М. П. Погодину / обзор, публ. и прим. Б. Ф. Егорова // Уч. зап. Тарт. ун-та. – 1975. – Вып. 353. – С. 336–354.
18. Григорьев, Ап. Русская литература в 1851 году. Статья вторая. Общий взгляд на современную изящную словесность и ее исходная историческая точка / Ап. Григорьев // Москвитянин. – 1852. – № 2. – Отд. V. – С. 13–28.

 

Дата создания: 01.03.2014 09:30
Дата обновления: 01.03.2014 09:31